Главная       Архив       О журнале         Подписка       Авторам      ВНИИЖТ
     English 
 
Вестник ВНИИЖТ, 2003, № 4
 
Страница (из 4): 1 2 3 4
 

УДК 658.9.003.12:656.2

Канд. экон. наук В. И. ЛУКАШЕВ

Мультипликативный метод оценки эффективности
инвестиций и особенности его применения

Проблема эффективного использования инвестиционных средств всегда находилась в центре внимания прикладной экономики. В теории оценки эффективности инвестиций во второй половине прошлого века явно обозначились два конкурирующих подхода: восточный (российская школа), который основывался на установлении экономии затрат производства, и западный (европейская и американская школы), основу которого составляла оценка эффекта инвестиций, полученного за счет прибыли от реализации данного мероприятия. Даже объективные факты того, что экономия затрат всегда увеличивала размер прибыли, а получение базовой прибыли не исключало дополнительного ее увеличения за счет экономии затрат, не послужили основой объединения двух подходов. Приоритет получила западная (так называемая рыночная) схема оценки инвестиций со всеми свойственными ей достоинствами и недостатками.

Помимо этого, существенно возросли требования, предъявляемые заказчиками к определению экономической эффективности внедряемых мероприятий. Ранее считалось, что любое улучшение потребительских свойств продукции обязательно проявит себя и обеспечит соответствующий этому изменению экономический эффект. Однако это не всегда так. В разных экономических системах потребительские свойства различных объектов и мероприятий проявляют себя по-разному. Более того, в зависимости от структуры экономической системы они могут не проявить себя вообще. С другой стороны, сама экономическая система подвержена воздействию различных внешних факторов: конкуренции, инфляции, изменению спроса и другим. В условиях действия этих факторов сами потребительские свойства начинают проявлять себя по-иному. Однако это не учитывается в расчетах сравнительной эффективности. Проявление инфляции обычно не имеет отношения к физическим проявлениям потребительских свойств, но имеет отношение к отображению экономической эффективности. В связи с этим на современном этапе заказчиками предъявляются требования к оценке реальной экономической эффективности наряду со сравнительной и абсолютной эффективностью конкретного мероприятия.

Установление реальной экономической эффективности достигается определением мультипликативных связей между компонентами макропоказателей в данной экономической системе и их структурными соотношениями по видам деятельности и структурным образованиям, включая отдельные виды технологий. Расчет мультипликативных соотношений (мультипликаторов) производится по фактическим данным о результатах функционирования рассматриваемой экономической системы.

В предлагаемой методике задействовано два дополнительных критерия оценки инвестиций: во-первых, динамический критерий окупаемости, предполагающий динамическое превышение размера эффекта ЭФ, образованного за счет полученной прибыли и некоторой сопутствующей реальной экономии затрат и издержек, над капитальными вложениями (далее капвложения — КВЛ) в данное мероприятие, т. е. SЭФ і КВЛ без дисконтирования; во-вторых, критерий сравнения периода окупаемости данного мероприятия Ток-мер = SЭФ/КВЛ с фактическим размером срока окупаемости капвложений в данной экономической системе Ток-сис. При этом не исключается возможность использования всех других известных методов оценки окупаемости инвестиционных проектов [1...4]: чистый дисконтированный доход (Net Present Value — NPV); внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return — IRR); индекс доходности (Profitability Index — PI); срок окупаемости (Payback Period — PР). Однако и в известных методах оценки предполагается использование мультипликаторов, свойственных для данной экономической системы, служащих для установления размера используемых в них показателей.

Мультипликативная методика может использоваться на предприятиях железнодорожного транспорта при реализации мероприятий программ ресурсосбережения и других научно-технических программ и оценки их эффективности.

Оценка реального экономического состояния экономической системы (отрасли, железной дороги, предприятия) основывается на применении макроэкономических мультипликаторов. Прибыль (далее ПРБ) есть функция факторов производства (ПП — промежуточного потребления, ПК — потребления капитала и ФТ — фонда труда), в которой затраты под воздействием спроса (определяемого валовым доходом ВД) формируют ее размер: ПРБ = f (ВД, R) = f (ВД, ПП, ПК, ФТ).

Производственный мультипликатор. Соотношение валового дохода и полных затрат r = ВД/R характеризует размер дополнительно получаемой прибыли, размер фактического производственного эффекта. Данное соотношение одновременно является мультипликатором факторов производства r = Mr. Оно легко выводится, если непосредственно представить прибыль в зависимости от спроса: ПРБ = р·ВД (р = ПРБ/ВД), тогда Mr определится так: Mr = 1/(1 – p), т. е. ВД = Mr·R. Мультипликатор факторов производства всегда существует, так как исходно предполагается, что валовой доход всегда больше прибыли (ВД > ПРБ) и ей не равен (ВД ПРБ).

Инвестиционные мультипликаторы. Валовой доход отрасли распределяется на средства потребления и сбережения: ВД = С + S. Средства сбережения, образованные за счет прибыли без учета благотворительных целей и других отвлечений (на акции, ценные бумаги), преимущественно направляются на капитальные вложения (автономные инвестиции: AI =DПРБS). В общем макроэкономическом виде распределение на цели потребления и сбережения запишется так: ВД = С + S = R + ПРБ = ПП + ПК + ФТ + DПРБС + DПРБS, где С = ПП + ФТ + DПРБС, S = ПК + DПРБS = Am + КР + DПРБS. Косвенные налоги КН в полном объеме и вместе с ними прямой налог на прибыль входят в состав DПРБС.

Размер потребления зависит от текущего спроса на продукцию данного вида деятельности: С = f(ВД) = С(ВД) = с·ВД, где с = С/ВД. Подставив это значение в общее уравнение связи, получим: ВД = с·ВД + I, тогда ВД = [1/(1 – с)]·I = [1/(1 – с)]·КВЛ = [1/(1 – с)]·(Am + AI), где 1/(1 – с) = М — показатель, который и представляет собой мультипликатор инвестиций. Мультипликатор инвестиций характеризует скорость инвестиционного оборота.

Исходные данные для расчета мультипликаторов, исчисленные по данным Балансов железных дорог по основной деятельности (форма 6-жел.) и Статистических отчетов железнодорожного транспорта за соответствующие годы (по таблице «Капитальные вложения»), приведены в табл. 1.

 
Т а б л и ц а 1
Годы Показатели, определяющие состояние отраслевой экономической системы, млн. руб.
Валовой доход ВД Совокупные расходы R В том числе Прибыль ПРБ Амортизация Am Капвложения КВЛ=S=I Потребление С
ПП ПК ФТ
1999 156 376 126 715 50 120 34 213 42 382 29 662 21 934 32 545 123 831
2000 246 930 194 411 67 258 63 769 63 384 52 519 49 895 67 406 179 524
2001 320 870 271 371 120 421 81 114 69 836 49 499 77 210 99 055 221 815

При разных составах капитальных вложений может быть получено несколько разновидностей мультипликаторов. Наибольшее значение имеют: мультипликатор инвестиций или мультипликатор капвложений Мк, определяемый по полному размеру капитальных вложений; амортизационный мультипликатор МА, определяемый по размеру амортизационных отчислений Am, т. е. ВД = [1/(1 – сА)]Am. Амортизационный мультипликатор характеризует один из предельных случаев воспроизводства — воспроизводство экономической системы в пределах размера собственных амортизационных отчислений. Амортизационный мультипликатор представляет период воспроизводства в течение всего срока службы основных средств, а инвестиционный мультипликатор характеризует более короткий срок окупаемости Мк = Ток, на который способна данная экономическая система. Более того, фактический срок окупаемости нельзя установить вне самой экономической системы, например по эффективности самого инвестиционного объекта.

Мультипликативное отношение, определяемое как соотношение амортизационного мультипликатора и мультипликатора инвестиций r = МА/Мк, является важнейшей характеристикой экономической системы для конкретного периода (года). Оно однозначно определяет заданный размер автономных инвестиций, сформированных из прибыли: AI = Am(r – 1) = DПРБS, и характеризует срок их окупаемости за счет прибыли. Результаты расчета мультипликаторов и мультипликативных отношений для отраслевой экономической системы приведены в табл. 2.

 
Т а б л и ц а 2
Годы Мультипликаторы Мультипликативные коэффициенты и отношения
Mr Мк МА r = МА/Мк Kr = Mr – 1 Мк – 1 МА – 1 r – 1
1997 1,09184 5,68678 5,68678 1,00000 0,09184 4,68678 4,68678 0,00000
1998 1,22631 6,61957 6,61957 1,00000 0,22631 5,61957 5,61957 0,00000
1999 1,23408 4,80492 7,12939 1,48377 0,23408 3,80492 6,12939 0,48377
2000 1,27014 3,66332 4,94899 1,35096 0,27014 2,66332 3,94899 0,35096
2001 1,18240 3,23931 4,15581 1,28293 0,18240 2,23931 3,15581 0,28293

Учет налоговых платежей. При расчете экономическая эффективность устанавливается исходя из данных о чистом денежном доходе ЧД и размере инвестиций (капвложений). При этом считается, что размеры инвестиций (капвложения) заданы. Чистый денежный доход определяется размером полученной прибыли от реализации данного мероприятия и сопутствующей ей экономией факторов производства либо экономией, определяемой условиями производства. Иногда в состав денежного потока, образованного чистым доходом, включают и амортизацию, но чаще он определяется без нее. Базовым же считается эффект, образованный в результате реально полученной прибыли от использования данного мероприятия. Такая прибыль характеризуется размером балансовой прибыли. Ее выделяют из состава валовой прибыли, исключая из нее косвенные налоги и сальдо внереализационных и операционных затрат, характеризующих транзакционные доходы. Сальдо внереализационных и операционных доходов и расходов как дополнительные финансовые услуги относят на промежуточное потребление ПП, а как часть услуг по обслуживанию основного капитала (списание фондов, аренда, лизинг и др.) относят на потребление капитала ПК, и в связи с этим непроизводственные доходы обычно исключаются из прибыли.

Приобретение нового технического средства требует резервирования в составе оборотных средств дополнительных средств для авансовой оплаты налога на добавленную стоимость, операционно возвращаемого предприятию в последующие временные периоды (кварталы). Одновременно появление нового технического средства на балансе предприятия приводит к изменению платежей по налогу на имущество. Причем в первые годы, когда размер начисленной амортизации еще невелик, налог на имущество, исчисленный по остатку недоиспользованного имущества, будет вызывать наибольшие размеры платежей. Именно в этом проявляется дополнительное воздействие косвенных налогов.

Основное же воздействие налоговой нагрузки от всех косвенных налогов, которое также ранее не учитывалось в оценке инвестиционных мероприятий, проявляется через изменение размера совокупных затрат. В этом случае изменение структуры спроса под воздействием совокупных затрат может оказать существенное влияние на изменение размера косвенных налогов и балансовой прибыли. В связи с этим в данной методике предлагается производить интегральный учет изменения размера косвенных налогов и балансовой прибыли.

Налоговая нагрузка при этом определяется по общим платежам косвенных налогов (обязательно присутствующих в таблицах баланса) и расчетно по исчисленному валовому доходу брутто (в балансах приведены данные о валовой реализации нетто, в которой не учитываются операционно исключаемые налоги). Результаты оценки налоговой нагрузки косвенных налогов, представленных показателем удельного веса косвенных налогов в валовом доходе, приведены в табл. 3. В ней же приведена отраслевая динамика налога на имущество.

 
Т а б л и ц а 3
Показатель Значение показателей по годам, млн. руб. (деноминированных)
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Валовой доход (ВД) 65 766 82 169 93 457 97 407 156 376 246 875 320 799
Бюджетные косвенные налоги, внесено (КН) 7 396 11 600 12 713 11 528 15 791 20 162 29 512
В том числе:

налог на имущество im

901 2 350 2 829 2 353 2 188 2 917 4 883
Удельные веса косвенных налогов (КН) в ВД железнодорожного транспорта, %
WКН — удельный вес налогов КН 11,246 14,117 13,603 11,835 10,098 8,167 9,200
Wim — удельный вес налога на имущество 1,370 2,860 3,027 2,416 1,399 1,182 1,522
ВД 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Влияние налоговой нагрузки косвенных налогов WКН на общий размер изменения балансовой прибыли DПРБ при наличии мультипликатора Kr определится следующим образом: ±DПРБ = WКН · Kr · (±DR). При отсутствии изменений совокупных затрат изменение размера косвенных налогов непосредственно учитывается самим мультипликатором Kr. Учет налога от прибыли осуществляется непосредственно при определении размера чистой базовой прибыли в денежном доходе.

Наличие мультипликативных связей между валовым доходом ВД и совокупными затратами факторов производства R, а также между дополнительными (автономными) капитальными вложениями, формируемыми за счет средств прибыли DПРБS, и амортизационными отчислениями Am позволяет распространить действие этих связей на все звенья экономической системы через порядок формирования сводных факторных показателей. Совокупные затраты экономической системы формируются аддитивно, аккумулируя затраты первичных звеньев.

Суммируя совокупные затраты по всем уровням экономической системы, можно охватить все звенья экономической системы.

В первичных звеньях обобщаются данные технологий по всем видам работ и деятельности в пределах структурных единиц:  На уровне служб производится дальнейшее обобщение затрат по технологиям структурных единиц (линейных предприятий) и добавляются затраты технологий, образуемых самими структурными единицами: 

На дорожном уровне интегрируются затраты хозяйств (служб), добавляются затраты технологий, свойственные дорожному уровню:  Подобно дорожному уровню на сетевом уровне суммируются затраты железных дорог и к ним добавляются затраты технологий сетевого уровня: где Nдор = n+1 — число дорог, увеличенное на единицу, которая учитывает дополнительные затраты междорожных технологий.

Общесетевые отраслевые затраты определяются следующим образом:  а размер валового дохода с учетом изложенного выше составит: 

Аналогично устанавливается и размер амортизационных отчислений:

Амортизация начисляется в бухгалтериях, где основные средства поставлены на учет. Порядок распределения амортизации по составу затрат должен полностью соответствовать функциональному использованию основных средств по звеньям экономической системы, хотя это может и не совпадать с последующим применением начисленной амортизации.

Страница (из 4): 1 2 3 4
 
К началу статьи
     
  © «Вестник ВНИИЖТ», 2002

 

<> <>