Логотип ЖДМ
ЖДМ-online • Информационная служба журнала <Железные дороги мира>
Главная страницаПодпискаАрхив журнала за 1998-2001 г.ТемыСсылкиО журналеАвторамНовые книги

ЖДМ №01-2000

 

Системы трамвая в США

Развитие городского рельсового транспорта в США характеризуется несколькими этапами: от доминирующего положения до предпочтения частного автотранспорта, когда администрации ряда городов в 50- 60-х годах отказались от городских и пригородных рельсовых систем. Тогда рельсовый транспорт остался в эксплуатации только в девяти городах страны. В настоящее время, когда совокупность факторов подтвердила значение рельсового транспорта, число действующих систем возросло до 25, строятся новые (таблица).

Системы городского рельсового транспорта США

Город

Протяженность линий, км

 

действующих

строящихся

планируемых

Балтимор

40,5

 

3

Бостон

50

   

Буффало

10

   

Даллас

32

37,5

Точно не определена

Денвер

8,5

14

43

Джерси-Сити

 

16

17

Кливленд

21,5

 

Точно не определена

Лос-Анджелес

66,2

 

22

Мемфис

7,4

 

3,5

Миннеаполис

   

Точно не определена

Новый Орлеан

26

 

27,4

Норфолк

   

48,3

Ньюарк

6,9

1,2

15,6

Нью-Йорк (JFK)

 

13,5

 

Орландо

   

115,8

Питтсбург

17,2

8,8

 

Портленд

52,6

8,8

 

Сакраменто

32,8

 

10,1

Сан-Диего

74,9

 

26,2

Сан-Франциско

42

   

Сан-Хосе

39

34,1

 

Сент-Луис

29

28

12

Сиэтл/Такома

3,4

 

39,6

Солт-Лейк-Сити

 

24

17,5

Филадельфия

81,9

 

177

Форт-Уэрт

1,6

   

Что касается трамвая, в городах США работают 17 сетей, из них семь расширяются. Три новые системы строятся, планировалось начать работы еще по двум проектам. Прорабатывались варианты нескольких других систем.

Появление трамвайных линий в городах США сопровождалось признанием со стороны жителей, подтверждающим способность трамвая привлечь на общественный транспорт владельцев личных автомобилей. В Сент-Луисе, например, в первый год работы линии Metrolink длиной 29 км прогнозировали пассажиропоток 17 тыс. чел. по рабочим дням. Фактически перевозки составили в среднем 30 тыс. чел./день. В настоящее время объем перевозок возрос до 42 тыс. чел. и продолжает расти. Что существенно, около 80 % пассажиров Metrolinkранее предпочитали автомобили. В отличие от автобуса Metrolink привлекает пассажиров с более высокими доходами: почти половина пассажиров системы имеет доходы, превышающие 35 тыс. дол. в год, четверть- 55 тыс.

В Портленде, штат Орегон, трамвайная система MAX способствует восстановлению функций центральных районов города, приходивших в упадок, за счет новых градостроительных возможностей. Удалось даже упразднить многоэтажную парковку, заменив ее площадью, отказаться от строительства восьми новых многоэтажных парковок и дополнительных полос на всех магистралях, связывающих пригороды с центром.

Успех систем, подобных MAX, и осознание факта, что пригороды не могут полноценно существовать в расчете только на автомобильный транспорт, побуждают власти других городов США развивать схемы трамвая и городских железных дорог облегченного типа.

Сиэтл

В Сиэтле в конце 1999 г. ожидалось принятие решения по строительству линии трамвая длиной 39,6км, пересекающей город с севера на юг. Проект стоимостью 1,8 млрд. дол. (в ценах 1995 г.) включает пилотный участок длиной 2,6 км в Такоме, который свяжет центр с новой пригородной линией Sounder.

Проект стоимостью 500 млн. дол. пригородной линии длиной 130 км предусматривает связь между городами Эверетт, Сиэтл, Такома и Лейквуд. Начать перевозки по линии между Сиэтлом и Такомой в ограниченных размерах планировали в январе-феврале 2000 г., в полном объеме- летом того же года, продлить на север в Эверетт и на юг в Лейквуд- в конце 2001 или начале 2002 г. На линии 14 станций. Компании Bombardier Transportation заказаны 38 двухэтажных вагонов для челночных поездов, отделению EMD компании General Motors- шесть локомотивов для них. Рассматривался вариант заказа дополнительных 20 вагонов и 5 локомотивов. Объем перевозок по линии Sounder прогнозировался равным 12 тыс. пассажиров/сут на начальном этапе, 18- 20 тыс. при эксплуатации в полном объеме.

Потребность в реализации этих проектов очевидна: Сиэтл, Сан-Франциско и Лос-Анджелес в 1999 г. признаны конурбациями с самым интенсивным автомобильным движением в США и соответствующими проблемами перенасыщения автомобильных дорог.

Строительство линии трамвая в Такоме должно быть начато в 2000 г., открытие линии с пятью остановочными пунктами запланировано на 2004 г. Линию в Сиэтле планировали начать в августе 2000 г., ввести в эксплуатацию в 2006 г. В центре Сиэтла эта линия пройдет в тоннеле длиной 2 км, где будет пять остановок. Тоннель используется для движения троллейбусов, но спроектирован и построен с перспективой движениятрамваев - в дорожное полотно уже уложены желобчатые рельсы. Предусмотрены дополнительные тоннельные участки общей длиной 5,6 км. Еще 11 км пути пройдет на эстакаде, остальное- наземные участки. Если позволит финансовое положение, линия может быть продлена на север в Нортгейт.

Первоначально потребуется 64 вагона трамвая с низким уровнем пола, впоследствии возможно увеличение парка на 35 ед. Вагоны будут следовать с 5-минутным интервалом в часы пик, 15-минутным вне их. Пассажиропоток оценивается в 6500 чел./ч в каждом направлении в часы пик, в дальнейшем ожидается его увеличение до 10 тыс. чел.

Солт-Лейк-Сити

В Солт-Лейк-Сити реализуется проект Trax линии длиной 24 км из центра в пригород. За пределами центральных районов линия пройдет в существующей полосе отвода. Линия с 16 станциями, из которых 11 обеспечены парковками, представляет собой сочетание двух- и однопутных участков, на которых второй путь будет уложен позднее. Вагоны трамвая, 23 ед., заказаны компании Siemens. Ввод в эксплуатацию линии направления север- юг стоимостью 312,5 млн. дол. намечен на март 2000 г.

Выполнено предварительное обоснование по проекту линии длиной 17,7 км направления восток- запад, которая пройдет из университетского городка в международный аэропорт. Эти конечные пункты и центральные районы города представляют крупнейшие источники зарождения пассажиропотоков.

Джерси-Сити

На Восточном побережье в Джерси-Сити начата опытная эксплуатация участка длиной 16 км, предшествующая вводу в эксплуатацию всей линии трамвая протяженностью 33 км Гудзон- Берген, намеченному на март 2000 г. Она проходит от станции Хобокен, обслуживаемой поездами New Jersey Transit и Path.

Частично задействована полоса отвода железной дороги. Первая очередь проекта стоимостью 1,1 млрд. дол. США реализована в рамках контракта сроком 15 лет на проектирование, строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание линии с консорциумом из компаний Японии и США. Прогнозируется, что первоначально на участке с шестью станциями объем перевозок достигнет 27 тыс. чел./сут. Запланировано строительство трех продолжений и увеличение числа станций до 32, семь из них должны иметь парковки на 7000 мест. К 2010 г. ожидается рост перевозок до 100 тыс. чел./сут.

Нью-Йорк

В 1998 г. в аэропорту Джон Кеннеди начаты работы по проекту Airtrain стоимостью 1,5 млрд. дол., предусматривающему проектирование, строительство, эксплуатацию с сопутствующим техническим обслуживанием кольцевой линии трамвая длиной 3,2 км между всеми девятью терминалами, линии длиной 5,3 км до станции метрополитена, служб проката автомобилей и стоянок на территории аэропорта. Контракт заключен с консорциумом в составе Skanska и Bombardier Transportation, открытие запланировано на 2002 г. Продолжение длиной 5 км к станции Джамейка должно быть готово в 2000 г. Тогда потребуется 8 мин, чтобы доехать до этой станции, где можно пересесть на поезд метрополитена или железной дороги Long Island, чтобы попасть на Манхаттан или в другие районы Нью-Йорка или Лонг-Айленда.

Проект Airtrain обеспечит более быстрое и надежное сообщение аэропорта с Манхаттаном по сравнению с автомобильным транспортом, но не привлечет пассажиров с большим багажом в силу наличия пересадок, переходов и лестниц. Для достижения безусловного успеха сообщения с аэропортом должны иметь прямой выход в центр города.

Восточное побережье

Еще два проекта трамвая начаты на Восточном побережье: в Норфолке, штат Виргиния, и Орландо, штат Флорида. Второй более продвинутый. Первая линия в Орландо длиной 24 км свяжет центр города, станцию компании Amtrak, два крупных госпиталя, туристические аттракционы. На протяжении 60 % линия пройдет на уровне земли, остальные участки- на эстакадах. Проект стоит 600 млн. дол., федеральное правительство предоставит 57 % средств, власти Флориды- 22,5 %, остальное- местные и частные источники. Открытие возможно в сентябре 2003 г. Потребуются 26 вагонов трамвая с низким уровнем пола на 70 % площади. Начальный объем перевозок оценивается в 30 тыс. чел./сут. В целом запланирована сеть линий общей протяженностью 116 км с 40 остановками.

Администрация Tide Regional Transit планирует строительство линии трамвая длиной 29 км из центра Норфолка в Виргиния-Бич. Около 100 тыс. чел. ежедневно приезжают в Норфолк и 30 тыс. в Виргиния-Бич. Две основные автомобильные магистрали в регионе превысили резерв пропускной способности в нескольких местах, к тому же к 2015 г. ожидается дальнейший рост размеров движения на 87 %.

Проектом предусматривается реконструкция имеющейся грузовой железной дороги длиной 19 км между Норфолком и Виргиния-Бич. Существующая однопутная линия, состояние пути которой ограничивает максимальную скорость 16 км/ч, будет заменена двухпутной электрифицированной. Грузовое движение на линии сохранится в ночное время. На восьми станциях линии из 13 будут оборудованы парковки. Ввод линии в эксплуатацию намечен на середину 2004 г. Пассажиропоток оценивается в 12 тыс. чел./день. Стоимость проекта 524 млн. дол. Решение о выполнении проекта выносилось на референдум.

Предложен проект продолжения длиной 27 км стоимостью 539 млн. дол. для обслуживания международного аэропорта и военно-морской базы. На базе работает около 75 тыс. чел., это в 2 раза больше числа работающих в центре города. Особенностью линии станет то, что вагоны трамвая должны останавливаться на въезде на территорию базы для контроля. Кольцевой участок в пределах самой базы сократит автомобильные передвижения между командными центрами и судами в порту. Продолжение планировали открыть в 2006 г., тогда перевозки увеличатся на 12- 14 тыс. чел. в день. В перспективе сеть может быть продлена в Ньюпорт-Ньюс и Вильямсберг в северном направлении и Чесапик в южном.

Перспективы городского рельсовоготранспорта

Рост объема перевозок, гарантии дополнительных источников финансирования подкрепляют уверенность в перспективах пассажирских перевозок городским рельсовым транспортом. Рост популярности метрополитена, трамвая и пригородных систем в США подтверждают данные Американской ассоциации APTA: объем перевозок трамваями увеличился на 5,8 %, пригородными поездами на 4,6 %, метрополитена более чем на 3 %.

Принятый в 1998 г. закон TEA-21 (Transportation Equity Act for 21 Century) гарантирует федеральное финансирование строительства новых и расширения действующих систем. В 1999 финансовом году по этому закону на развитие всех видов городского транспорта выделено более 6 млрд. дол., включая 1,8 млрд. на модернизацию старых и строительство новых рельсовых систем. Основные получатели средств на модернизацию действующих систем: Нью-Йорк - 300,8 млн. дол., Чикаго/северо-запад штата Индиана- 113 млн., Филадельфия/южные районы Нью- Джерси- 81,8 млн., северо-восток Нью-Джерси- 73,1 млн., Бостон- 58,8 млн., Сан-Франциско- 56,7 млн., юго-запад Коннектикута- 33,7 млн., Вашингтон- 32 млн. дол.

Новое строительство намечено в Нью-Джерси (линия трамвая Гудзон- Берген)- 69,5 млн. дол., Атланте- 51,7 млн., Денвере (продление юго-западного коридора, обслуживаемого трамваями)- 39,7 млн., Сан-Франциско (продление сети линий BART в аэропорт)- 39,7 млн., Сент-Луис (Metrolink)- 34,8 млн., Сан-Хосе- 27 млн., Сакраменто- 23 млн. дол.

D. Briginshaw. International Railway Journal, 1999, N 10, p. 53- 57.

К началу статьи.
<> <>