Логотип ЖДМ
ЖДМ-online • Информационная служба журнала <Железные дороги мира>
Главная страницаПодпискаАрхив журнала за 1998-2001 г.ТемыСсылкиО журналеАвторамНовые книги
ЖДМ 01-2002
Страница (из 3): 1 2 3

Опыт реализации пилотного проекта FSS
в Швейцарии

С октября 2000 г. Федеральные железные дороги Швейцарии (SBB) совместно с компанией Bombardier Transportation в рамках проекта FSS (см. статью «Реализация системы ETCS уровня 2 в Швейцарии» в ЖДМ, 2000, № 10) тестируют на линии Ольтен — Люцерн европейскую систему управления движением поездов ERTMS/ETCS уровня 2. Эта система локомотивной сигнализации в ближайшем будущем должна быть внедрена на ряде линий в Швейцарии и других европейских странах.

Введение

Применение высокопроизводительных компьютеров позволило существенно ускорить процесс внедрения новой техники. Посредством имитационного моделирования можно уже на начальных этапах исследовать многие, в том числе очень сложные, процессы без внесения изменений в бортовое оборудование локомотива или напольные устройства. Такой подход был использован компанией Bombardier Transportation в ходе реализации рассматриваемого пилотного проекта. Вместе с тем важное значение имеют и испытания систем в реальных условиях эксплуатации. На участке Цофинген — Земпах уже несколько месяцев выполняются (в том числе во время ночного перерыва в движении поездов) испытательные поездки одиночных локомотивов, в ходе которых отрабатывается режим FSS. Эти поездки — часть функциональных и эксплуатационных испытаний, проводимых совместно специалистами Bombardier и SBB. Испытания и техническую приемку планировали завершить в конце 2001 г.

Технические предпосылки для опытной эксплуатации системы

Для испытания в полевых условиях комплексной системы с использованием разнообразного тягового подвижного состава, при разных скоростях движения и в разных эксплуатационных ситуациях необходим достаточно протяженный испытательный участок, оснащенный соответствующими напольными устройствами. Поскольку SBB таким участком не располагают, было решено проводить испытания в ночное время на участке, подготовленном для эксплуатации в будущем системы ETCS, а также в дневное время на второстепенном пути в Ольтен-Хаммере и по мере возможности на путях локомотивного депо в Ольтене. Кроме того, компания Bombardier Transportation оборудовала испытательную лабораторию системы ETCS в здании распорядительного поста централизации на станции Ольтен.

Инфраструктура участка Цофинген — Зембах

Участок Цофинген — Зембах на всем протяжении оснащен цифровой системой радиосвязи GSM-R. Централизованное оборудование GSM-R размещено на распорядительном посту в Ольтене. К нему через систему волоконно-оптической связи DIFONET подключены шесть базовых станций GSM-R, установленных вдоль участка.

На участке до сих пор эксплуатируются системы электромеханической централизации с автономным управлением, к которым подключены напольные устройства — стрелки, рельсовые цепи и сигналы. Для будущего режима FSS уже сейчас смонтированы и подготовлены к эксплуатации две новые системы микропроцессорной централизации (МПЦ), которыми можно управлять дистанционно с распорядительного поста в Ольтене. После ввода в эксплуатацию системы ETCS прежние системы централизации будут выключены, а напольные сигналы демонтированы. Управлять стрелками будут новые системы МПЦ. В переходный период системы МПЦ уже осуществляют контроль за маршрутами, однако управляют ими старые электромеханические системы.

В системе ETCS бортовая система точечного определения местоположения поезда основана на использовании путевых приемоответчиков Eurobalise. Приемоответчики установлены попарно для однозначной идентификации направления движения поезда. Они уже запрограммированы в соответствии с потребностями будущей эксплуатации.

Инфраструктура на станции Ольтен

В дневное время испытания проводятся исключительно в лаборатории, в локомотивном депо или на вспомогательных путях в Ольтен-Хаммере. В системе ETCS используется система радиосвязи GSM-R. Централизованные устройства GSM-R были установлены на распорядительном посту в Ольтене еще в 1999 г. Дополнительно на станции Ольтен находится одна из базовых станций GSM-R, при помощи которой проверяется режим передачи речи через систему радиосвязи. Установленные для этих целей антенны обеспечивают полное покрытие станции Ольтен и путей в Ольтен-Хаммере, а также частичное покрытие путей локомотивного депо. Позднее для обеспечения устойчивой радиосвязи на территории локомотивного депо был установлен дополнительный ретранслятор.

В районе локомотивного депо имеется несколько путей для испытательных поездок с низкой скоростью. В Ольтен-Хаммере возможна опытная эксплуатация системы с несколько более высокой скоростью на пути длиной 700 м. Поскольку здесь для испытаний не предусмотрены проследование стрелок или установка маршрутов, то поездки можно выполнять без дополнительных управляющих воздействий и контроля на распорядительном посту централизации. Требуемые для испытаний извещения о занятии изолированных участков, формируемые обычно системами централизации, имитируются здесь компьютерами в испытательной лаборатории. Тестирование въезда в зону, контролируемую ETCS, и выезда из нее осуществляется с использованием реальных приемоответчиков, смонтированных на пути (рис. 1).

 
Рис. 1. Проследование путевых приемоответчиков во время испытаний
в депо

Испытательная лаборатория, расположенная на распорядительном посту централизации на станции Ольтен, позволяет полностью смоделировать работу системы ETCS. В лаборатории имеются:

  • имитационная модель систем централизации и интерфейсов с центром автоблокировки на базе радиосвязи (Radio Block Centre — RBC);

 
Рис. 2. Локомотивное устройство системы ETCS/ERTMS

  • полностью укомплектованное локомотивное устройство ERTMS/ETCS для программных тестов (рис. 2);
Страница (из 3): 1 2 3
Предыдущий документ
К началу статьи
Следующий документ
<> <>